Об уголовной ответственности за контрабанду лесоматериалов
Лесоматериалами являются материалы из древесины, сохранившие ее природную физическую структуру и химический состав, получаемые из поваленных деревьев и их частей путем поперечного или продольного сечения (пиления, раскалывания, строгания).
Статьей 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконное перемещение стратегически важных товаров и ресурсов в крупном размере через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2012 № 923 лесоматериалы включены в перечень стратегически важных ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Крупным размером признается их стоимость, превышающая 100 тыс. рублей.
В силу статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации перемещение стратегически важных товаров и ресурсов в крупном размере является преступлением независимо от того, имело ли место перемещение данных товаров и ресурсов при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза или вывозе с нее.
Незаконным является перемещение товаров через таможенную границу:
- вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах;
- с сокрытием от таможенного контроля;
- с недостоверным декларированием или недекларированием товаров;
- с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах;
- с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
Наказание за указанные действия предусмотрено в виде лишения свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет или без него и с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового.
Квалифицирующими признаками преступления, влекущими более строгую ответственность, являются:
- совершение деяния должностным лицом с использованием своего служебного положения;
- с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль.
За указанные действия виновное лицо может быть лишено свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в том же размере или без него, с ограничением свободы на срок до 1 года 6 месяцев или без такового.
Совершение преступления организованной группой наказывается лишением свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в том же размере или без него и с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового.
О «черных списках» авиадебоширов
В соответствии со статьей 107.1 Воздушного кодекса Российской Федерации пассажиру может быть отказано в воздушной перевозке, если он внесен в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком.
В такой реестр «авиадебоширов» вносятся сведения о пассажире, совершившем на борту воздушного судна административное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 11.17 КоАП РФ (невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна), либо преступление, предусмотренного пунктом "в" части первой статьи 213 УК РФ (хулиганство на воздушном транспорте) или статьей 267.1 УК РФ (совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств).
Командир воздушного судна информирует в письменной форме руководителя перевозчика о таком факте.
Копия документа, которым командир воздушного судна информирует руководителя перевозчика, вручается пассажиру воздушного судна до покидания им воздушного судна.
Решение о внесении пассажира в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком, принимается на основании вступившего в законную силу постановления о назначении лицу административного наказания за совершение административного правонарушения, либо вступившего в законную силу приговора суда о признании лица виновным в совершении на борту воздушного судна преступления.
Такое решение принимается в срок не более чем 30 дней со дня получения перевозчиком указанного постановления или размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» приговора суда. Перевозчик обязан в письменной форме уведомить пассажира о внесении его в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена данным перевозчиком
Исключение пассажира из указанного реестра осуществляется по истечении 1 года с даты вступления в силу административного постановления либо приговора суда.
Однако, такому пассажиру не может быть отказано в заключении договора воздушной перевозки в случае, если он:
- возвращается из пункта отправления, единственным способом транспортного сообщения из которого с Российской Федерации является воздушная перевозка;
- подлежит административному выдворению за пределы России;
- направляется к месту лечения или обратно;
- сопровождает пассажира из числа инвалидов;
- направляется на похороны члена семьи или близкого родственника, или обратно.
При этом, данные обстоятельства должны подтверждаться документально.
Об ответственности за оскорбление учащимся педагога
Понятие оскорбления содержится в статье 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Оскорблением признается унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Оно может быть допущено словами, имеющими негативный смысл и отрицательно характеризующими моральный облик или личность человека.
Ученик, оскорбивший педагогического работника, может быть привлечен судом к административной ответственности в виде штрафа по статье 5.61 КоАП РФ при условии достижения на момент правонарушения возраста 16 лет.
Сроки давности привлечения к ответственности составляют всего 3 месяца, поэтому с заявлением о нанесенном оскорблении необходимо обращаться в органы прокуратуры незамедлительно после случившегося события, поскольку дела об административных правонарушениях такой категории возбуждаются исключительно прокурором.
Факт оскорбления подлежит доказыванию, в том числе свидетельскими показаниями. Для полноты разбирательства необходимо дополнительно представить подробные сведения о произошедшем событии (дате и времени, месте, участниках и очевидцах произошедшего, которые могут подтвердить возникший инцидент; указать, в чем именно выразилось оскорбление, желательно также привести ссылки на документы, если в образовательном учреждений проводились разбирательства по поводу произошедшего при наличии возможности приобщить их копии).
Привлечение лица к административной ответственности за оскорбление не является основанием для освобождения его от обязанности денежной компенсации причиненного морального вреда в соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Таким образом, у потерпевшего лица есть право на возмещение в судебном порядке причиненного ему оскорблением морального вреда на основании личного заявления в суд о его взыскании.
В соответствии со статьей 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся обязаны уважать честь и достоинство работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися.
Исходя из статьи 150 ГК РФ достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна относятся к нематериальным благам, принадлежащим человеку от рождения или в силу закона.
Если в результате правонарушения причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), полагается его денежная компенсация в судебном порядке. Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии со статьей 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме, размер которой определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда. При определении размера компенсации вреда учитываются требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Однако за оскорбление, допущенное учеником, не достигшим 14 лет, (признается малолетним), он самостоятельно отвечать не может, как и за причиненный им вред. В таком случае, в силу статьи 1073 ГК РФ за вред, причиненный малолетним, находившимся под надзором, отвечать должен тот, кто осуществлял надзор, в данном случае - образовательная организация. Если образовательная организация докажет отсутствие своей вины в причинении вреда педагогическому работнику, то отвечать за правонарушение и возмещать моральный вред обязаны законные представители малолетнего (родители).
Кроме того, за оскорбление помимо административной ответственности и гражданско-правовой ответственности (как за причинение вреда чести и достоинству) возможно также привлечение к дисциплинарной ответственности.
О факте оскорбления педагогический работник вправе проинформировать администрацию учебного заведения с целью привлечения виновного учащегося к дисциплинарной ответственности по правилам статьи 43 Закона об образовании, а также обратиться в комиссию образовательной организации по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Кроме того, неисполнение или ненадлежащее исполнение законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их воспитанию является основанием для привлечения законных представителей по статье 5.35 КоАП РФ к административной ответственности.
Протоколы по данной статье составляют должностные лица органов внутренних дел, рассматривают такие административные дела комиссии по делам несовершеннолетних либо суды.
За незаконное перемещение табачной продукции физические лица могут быть подвержены административному наказанию
Административное наказание предусмотрено статьей 14.53.1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях «Незаконное перемещение физическими лицами табачной продукции», которая введена Федеральным законом от 28.01.2022 № 2-ФЗ.
За перемещение физическими лицами по территории Российской Федерации табачной продукции и табачных изделий, не маркированных специальными (акцизными) марками, в том числе табачной продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза, предусмотрено административное наказание в виде штрафа в размере от 15 тысяч до 25 тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения.
Не является административным правонарушением перемещение по территории Российской Федерации физическими лицами, достигшими возраста 18 лет, табачной продукции и табачных изделий в количестве не более 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или 250 граммов табака, или табачных изделий в ассортименте общим весом не более 250 граммов на одного человека, за исключением случаев незаконного пользования товарами, их приобретения, хранения либо транспортировки, установленных статьей 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дела об административных правонарушениях указанной категории вправе возбуждать должностные лица органов внутренних дел (полиции) либо органов, осуществляющих федеральный государственный транспортный надзор.
Рассматривают такие дела об административных правонарушениях суды.
Организации железнодорожного транспорта могут получить возмещение за недополученные доходы при установлении льготных тарифов
С 1 января 2022 года организации железнодорожного транспорта могут возмещать свои недополученные доходы, которые возникли у них по причине установления льготных тарифов для российских организаций обрабатывающей промышленности на перевозки промышленной продукции
Правила оказания государством такой поддержки установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2540 «О государственной поддержке российских организаций обрабатывающей промышленности в целях обеспечения льготных условий при перевозке продукции железнодорожным транспортом».
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее – Министерство) утверждает перечень промышленной продукции для целей предоставления льготного тарифа на перевозку железнодорожным транспортом.
Государственная поддержка предоставляется из федерального бюджета в виде субсидии на основании соглашения, которое заключается между организацией железнодорожного транспорта и Министерством.
В результате предоставления субсидий российским организациям обрабатывающей промышленности обеспечиваются льготные условия при перевозке продукции железнодорожным транспортом.
Субсидия предоставляется организациям железнодорожного транспорта на возмещение фактически недополученных доходов в связи с предоставлением скидки на тарифы грузоотправителю в размере 80 процентов тарифа, в том числе налог на добавленную стоимость (при наличии).
Министерство по итогам отчетного года в одностороннем порядке может расторгнуть соглашение о предоставлении субсидии и потребовать ее возвращения.
Поводом к принятию такого решения является:
- нарушение организацией железнодорожного транспорта порядка, целей, условий предоставления субсидии, установленное проверкой органа финансового контроля либо Министерством;
- перевозка промышленной продукции, по заявке на перевозку которой Министерством было принято решение о возможности предоставления субсидии организации железнодорожного транспорта для предоставления грузоотправителю льготного тарифа, была осуществлена организацией железнодорожного транспорта без предоставления льготного тарифа.
В указанных случаях субсидия подлежит возврату в доход федерального бюджета в объеме выявленных нарушений.
О расширении прав сотрудников полиции
Федеральным законом от 21.12.2021 № 424-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции» расширены права полиции.
Полиция наделена правом вскрывать и проникать в транспортное средство, в случаях, предусмотренных законодательством, а также:
- для спасения жизни граждан и обеспечения их безопасности, обеспечения общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
- для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления; лиц, застигнутых на месте совершения преступления, скрывающихся с места совершения преступления; лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших преступления;
- для пресечения преступления;
- для применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, если имеются основания полагать, что лицо, совершившее правонарушение, находится в состоянии опьянения;
- для проведения осмотра транспортного средства и (или) груза, если имеются основания полагать, что в транспортном средстве находятся без специального разрешения предметы или вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные;
- для проверки сообщения об угрозе террористического акта;
- для установления обстоятельств несчастного случая.
Собственник транспортного средства, отсутствующий при его вскрытии, информируется об этом в течение 24 часов с момента вскрытия.
В отсутствие собственника (иного законного владельца) вскрытого транспортного средства полиция обязана обеспечить недопущение доступа в него посторонних лиц.
Также полиция вправе оцепить (блокировать) территории, жилые помещения, строения и другие объекты при поиске предметов, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, либо при наличии оснований полагать, что в границах территорий или на объектах готовится, совершается (совершено) преступление.
В границах оцепления (блокирования) полиция вправе осуществлять личный осмотр граждан, находящихся при них вещей (предметов, механизмов, веществ), осмотр транспортных средств и перевозимых грузов.
Отменен обязательный технический осмотр для легковых автомобилей и мотоциклов, принадлежащих физическим лицам, и используемым в личных целях
Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 30.12.2021 N№ 494-ФЗ в статью 15 Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Не подлежат техническому осмотру легковые автомобили и мототранспортные средства, принадлежащие на праве собственности физическим лицам и используемые ими исключительно в личных целях, не связанных с иной деятельностью, в том числе с предоставлением услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, осуществлением перевозок пассажиров, использованием личного транспорта в служебных целях.
Владельцы указанных транспортных средств вправе обращаться за проведением технического осмотра по своему желанию.
Обязательность прохождения технического осмотра остается для принадлежащих физическим лицам легковых автомобилей и мотоциклов, с года изготовления которых прошло более четырех лет (включая год их изготовления) исключительно в случаях их постановки на государственный учет, совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца, изменением конструкции и (или) заменой основного компонента транспортного средства.
С 1 марта 2022 года вводится административная ответственность за хищение чужого имущества с помощью ящика для сбора пожертвований
Статьей 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за совершение мелкого хищения.
Федеральным законом от 30.12.2021 № 468-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» указанная статья дополнена частью 3, которой предусмотрена административная ответственность за:
- мелкое хищение чужого имущества, стоимость которого не превышает 2500 рублей, совершенное с использованием ящика для сбора благотворительных пожертвований лицом, не имеющим права на осуществление данной деятельности, путем мошенничества (при отсутствии признаков уголовно-наказуемого деяния);
- установку и/или использование ящика для сбора благотворительных пожертвований физическим или юридическим лицом, которое не имеет права на осуществление данной деятельности.
За указанное правонарушение предусмотрено наказание в виде административного штрафа на граждан в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее 3 тысяч рублей, либо административный арест на срок от 10 до 15 суток.
Для юридических лиц предусмотрено наложение административного штрафа от 20 до 50 тысяч рублей.
Орудие совершения административного правонарушения и (или) предмета административного правонарушения подлежат конфискации.
С 1 сентября 2022 года вступает в силу обновленный порядок изъятия из обращения и уничтожения фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных медицинских изделий
Постановлением Правительства РФ от 10.02.2022 № 145 «Об утверждении Правил изъятия из обращения и уничтожения фальсифицированных медицинских изделий, недоброкачественных медицинских изделий и контрафактных медицинских изделий» определено, что под изъятием из обращения понимается обеспечение владельцем фальсифицированного, недоброкачественного или контрафактного медицинского изделия хранения такого изделия способом, обеспечивающим невозможность его применения, эксплуатации, реализации, монтажа, наладки, в том числе технического обслуживания, а также ремонта.
Фальсифицированные и недоброкачественные медицинские изделия подлежат изъятию из обращения и уничтожению на основании решения владельца таких медицинских изделий, решения Росздравнадзора и его территориальных органов или решения суда. Контрафактные медицинские изделия подлежат изъятию из обращения и уничтожению по решению суда.
Изъятые медицинские изделия, помещенные под таможенную процедуру уничтожения, подлежат уничтожению в порядке, установленном актами, составляющими право ЕАЭС, и законодательством РФ о таможенном регулировании.
О введении индикаторов возможных нарушений в гражданской авиации
В соответствии с пп. 1 ч. 10 ст. 23 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Минтрансом России введены индикаторы риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации».
Согласно приказа Минтранса России от 30.11.2021 № 423 «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации» основанием для организации внепланового контрольно-надзорного мероприятия при взаимодействии с организацией, послужит выявление трех и более авиационных инцидентов, связанных с деятельностью контролируемого лица, в течение 30 календарных дней со дня фиксации первого авиационного инцидента по одному из следующих объектов контроля:
- деятельность по подготовке и выполнению полетов, эксплуатации гражданских воздушных судов и их допуску к полетам;
- деятельность по использованию воздушного пространства;
- деятельность по техническому обслуживанию гражданских воздушных судов;
- деятельность по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты;
- деятельность по выполнению авиационных работ.
Еще одним индикатором рисков является выявление трех и более авиационных инцидентов, связанных с деятельностью оператора аэродрома, вертодрома или владельца посадочной площадки, предназначенной для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, в течение 30 календарных дней со дня фиксации первого авиационного инцидента.
Положения приказа вступили в силу 08.01.2022.
Об ужесточении наказания для водителей за регулярные нарушения правил дорожного движения
С 10.01.2022 в России ужесточается наказание для водителей за регулярные нарушения правил дорожного движения: впервые вводится уголовная ответственность за неоднократные выезд на встречную полосу, езду без прав в случае их лишения или превышения скорости более чем на 60 километров в час.
Вступивший в силу Федеральный закон от 30.12.2021 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» дополняет Уголовный кодекс Российской Федерации новой статьей 2642 - нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами.
Санкцией статьи предусмотрены следующие виды наказаний:
по ч. 1 ст. 2642 УК РФ - нарушение правил дорожного движения, предусмотренное частью 4 или 5 статьи 12.9 либо частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами за любое из деяний, предусмотренных частью 7 статьи 12.9 и частью 5 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
по ч. 2 ст. 2642 УК РФ - нарушение правил дорожного движения, предусмотренное частью 4 или 5 статьи 12.9 либо частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицом, имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного настоящей статьей, наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет.
Примечание. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
О вступлении в силу нового порядка обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464 утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда.
Согласно указанному Порядку обучение осуществляется в ходе проведения: инструктажей по охране труда; стажировки на рабочем месте; обучения по оказанию первой помощи пострадавшим; обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты; обучения по охране труда у работодателя, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, или в организации, у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда.
Организации и ИП, оказывающие услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, должны быть аккредитованы и соответствовать установленным требованиям.
Документы, подтверждающие проверку у работников знания требований охраны труда, выданные до введения в действие нового порядка, действительны до окончания срока их действия.
Постановление действует с 1 сентября 2022 года до 1 сентября 2026 года.